Hgh, Katz (Сингапур)

Malaysia — Truly Asia

— Мелакка, Мелакка, Мелакка, Мелаккаааааааааааааа — зазывала растягивает последний слог, потом резко обрывает его же, вдыхает, и снова — Мелакка, Мелакка, Мелакка, Мелаккаааааааааааааа!!

Рядышком другой верещит про КЛ, а чуть дальше — про Хать Тью. К кассам автовокзала не пробиться. Но пробиваемся и узнаем, что последний автобус ушел только что, а следующий — через два часа. У зазывалы же билеты на «через пять минут», обещает двадцать человек в автобусе (с кондиционером!) и всего-то за двадцать рингит с носа. Соглашаемся. Тип выдает нам в обмен на денежку две помятые засаленые бумажки на которых синей ручкой чего-то накорябано, и, послав нас на «тот конец» автовокзала, убегает. Перемещаемся и ждем…

Кхм… Ну не через пять минут, а эдак 35 минут… Ну автобус-то на 20 человек, но всем видом напоминает гробик. По сравнению с VIP-20 смотрится как газель против икаруса. Плюс раскрашен в легкомысленный желтый цвет. Сидим впритык. Колени прижаты к груди, как и повсюду в Азии. Что и говорить — Malaysia — truly Asia ©! И вообще, как вы яхту назовете так она и поплывет, а начиналась поездочка просто ахово…

… Итак, рано утром, 9 августа 2003 года, мы, в количестве двух человек, надумали одновременно посетить древнюю столицу малайских султанов, попеременно подконтрольную то португальцам, то голландцам, то англичанам. Даже французы немного подержаться успели. Поговаривают, что когда-то ею даже малайцы заправляли! Да и легендарный адмирал Ченг Хо (даром что был мусульманином и евнухом одновременно — тоже мне, китаец!) чего-то там сломал, как, впрочем, и все последующие новые хозяева (тут как с тем парижским Новым Мостом — про Ченг Хо мы написали последним, хотя хронологически он завоевал Мелакку как раз первым). Да, в общем, чего тут рассусоливать! Мы решили съездить в Мелакку. Символичное решение — в день Независимости Сингапура (от Малайзии) посетить старую малайскую столицу.

Усе благоприятствовало — и предстоящие длинные выходные — аж два дня — день Независимости попал аккурат на рабочую для меня субботу, и не дождливая погода, да и просто настроение было дорожным. Итак, выехали. Первый прокол — ожидаемый — пробка у чек-поинта. И симптоматично выглядевший зал паспортного контроля с длиннющей очередью в два ряда к «сингапурским» окошкам и толпой в очереди к автоматическим пропускным станциям для малайских паспортов. Еще бы — сингапурцы едут к родне в Джохор :-). К счастью мы могли воспользоваться окошком для «всех остальных» (в смысле не малайцев и не сингапурцев), что и сделали.

На процедуру, которая у местных занимает с полчасика у нас ушло меньше минуты, и мы, получив назад свои паспорта, радостно попрыгали по дамбе в сторону Малайзии… Но! вовремя спохватились :-). Дело в том, что в пылу раннеутренних сборов и беготне между мотоциклами в пробке мы совсем забыли прихватить с собой денежки. Вы спросите про снять с кредитки? Можно конечно, но планировалось на всю поездку потратить долларов 150 (сингапурских), и платить еще 50 за обналичку кредитки ой как не хотелось. Пришлось возвращаться. Миновав удивленных офицеров таможни (еще бы — вышли из Синга на нейтралку и тут же прут назад, да еще и через выходное окошко!, в которое нас, конечно, не пустили, и отправили к входу :-) ) мы сняли денежку, купили пива на дорожку, и спокойно миновали границу. С обеих сторон. Таким образом было лишний раз доказано, что на сухую поездок не бывает!..

Но вернемся в автобус. Описание этого этапа поездки прервалось на скрюченности и коленкоприжатости. Посему излишне констатировать нашу радость, когда через полчаса пути автобус сделал остановку. Разумеется — у едашки. А как иначе? Вдруг кому поесть захочется? Мы же есть не стали, а просто с удовольствием разминали затекшие конечности. Эх, знали бы мы, что следующей остановкой будет пункт назначения, и переть до него — еще четыре часа! Но подобных ужасов мы не знали, и посему подвергли свои тела истязанию вполне добровольно.

Как уже было сказано, корячились мы часа четыре. Потом выбрались на волю. Мелакский автовокзал ничем особенным не поразил — но чем вообще может удивить автовокзал? Оказаться в незнакомом городе в середине дня на солнцепеке и без места для отдыха — приятного мало. Но! У нас была с собой карта. Точнее книга про Pacific Asia очень даже неплохой серии Lonely Planet с кратким описаним того, что можно сделать в Мелакке, куда посмотреть, где снять жилье и по чем это лучше всего делать. Короче, первым делом мы побрели в сторону гостиниц.

По дороге попался мост через реку. Утверждалось, что это — большая судоходная река. В принципе, наш Кальмиус тоже считется судоходным, но, должен заметить, что Кальмиус пошире будет. Но про судоходность все же не наврали — по реке порывались плыть пара лодок и даже целый катер.

Итак, съем жилья. Lonely Planet обещали, что комнатку можно найти даже за 20 рингит (10 сингапурских долларов). Поэтому когда в небольшой но ухоженой гостинице нам был предложен номер за 60 мы начали брыкаться и побрели в сторону небоскреба этажей эдак в 50 с гордым названием Pan Pacific. Но там свободных номеров не было вообще, так что мы даже не узнали сколько они стоят.

Следующая попытка зафрахтоваться была ближе к книге по цене, но… Обо всем — по порядку. Мы топали по улочке классических английско-колониальных домов, двухэтажных, с нависающими над узенькими тротуарами вторыми этажами. Идти по этим тротуарам невозможно, потому что на них выходят вечнооткрытые и вечно не могущие удержать весь свой товар внутри лавчонки. Тут я обратил внимание на вывеску Otel над скромненьким подъездом. «Зайдем? Зайдем!» и зашли. Дверь открыл прикольного вида китаец, лет 60, явно с европейскими корнями в далеком прошлом. Долго рассказывал о том, что у него есть два номера — один похуже (у него не работал дверной замок) другой — получше, (там замок работал, но не было горячей воды), и о том, что цена будет отличаться в зависимости от того, включать нам кондиционер или нет. Но мы уже все видели. Чтобы дрыхнуть под одним одеялом с клопами, делить жилплощадь с тараканами (а они в наших азиатских краях раза в четыре больше чем в знакомой вам общаге), обходиться без горячей воды и еще за это платить? Нет уж! К черту экономию, вернулись к первому варианту.

Итак, забрались в гостиницу, залезли в душ и повалились спать. Но чуток совсем. Затем побежали бродить по городу. Развалины, знаете ли. Бежали недолго — маленькая была у султанов столица, негде побегать. Уткнулись в Красный Квартал. Нет, не то, чтобы он был весь в девках, или там в их трансформированных заменителях, а так, красной известкой покрыт. Весь.

УвеличитьУвеличить

Даже ратуша. Однако происхождение имел как раз голландское, так что там даже была мельница. Правда желтая. Эдакая Мулен Жон.

Кстати, на развалинах старой церкви, что при старой же крепости, отдыхавший там нищий принял нас за французов. Мы даже и слова сказать не успели — ни ему, ни друг другу, как он победоносно заявил: «Я знаю, вы французы», и сделал попытку поговорить о нашей стране. Это все ваше, Хомка с Бароном, воспитание! Стоит в этом вашем Парижске погостить — и все, уже все французами считают! (Странно, нас не считают: наверное, либо успеваем все-таки рот раскрыть, либо разгадка в том, чтоб именно погостить, а не жить... - прим. Homka).

Спустились вниз и пошли в сторону реки и какого-то гротескного сооружения на ней. По мере удаления от центра, дома становились все более старыми, но не постепенно, а вдруг. В некоторых случаях, прямо посередине дома. Одна половина фасада отреставрирована и напомажена, а с другой остатки штукатуки пикируют на головы прохожих.

Гротескное сооружение, сначала показавшееся нам каким-то кораблем, оказалось дискотекой, на которую мы не пошли. На стоящий у причала макет каравеллы в натуральную величину тоже не пошли, потому как был вечер, и музей на этой самой каравелле закрылся. Кстати, рядышком с морским музеем на каравелле был обнаружен еще и барак (тоже закрытый) с гордой вывеской «Музей королевких военно-воздушных сил его величества султана малайского»… «…и сестры его с Патонга» - мысленно добавил я, с интересом рассматривая выставленный во дворе кусок ржавого вертолета.

Побродив немного мимо малаккских домиков, мы решили поесть. А любом азиатском городе поесть — не проблема, потому что пожрать — это китайское все. А в каком азиатском городе нет китайцев?

Из ресторанчиков в поле зрения мы выбрали тот, в котором сидело больше всего страждущих. Присоединившись к ним, остановили выбор на жареной рыбе. Мне рыбешка понравилась, Катя же даже распробовать не успела — так как просьбу выдать острый соус отдельно обслуга понимать отказалась. За первым же съеденным Катей кусочком последовали безуспешные попытки потушить остроту этого самого кусочка (ну не любит мой Котенок острую еду, голодный из-за этого ходит, бедняжка), для чего в ход пошел сразу целый стакан сока, но получилось не очень.

Трапезу решили запить вином. К сожалению, будучи мусульманской страной, Малазия запретила сей славный напиток. Пиво с водкой почему-то не запретила. Мы сдались только тогда, когда достигли центра города. «Пиво, так пиво», - махнули руками и зашли в кафешку на открытом воздухе. У реки. Все той же, жалкой, обмельчавшей. Представить себе, что когда-то в этой речушке удавалось разместиться самому большому порту в Азии, удавалось с трудом. Или река поболе была, или корабли помене, или портов в Азии не было. В общем, как уже сообщалось, река выглядит жалковато.

А кафешка принадлежала восьмидесятым… Два стареющих прохиндея пытались изобразить хиты моей далекой юности на расхлябанных гитаре и синтезаторе. Я даже как-то удивился, что при таком глубинном знании творчества ABBA и Motley Crew из их поля зрения напрочь вылетели такие нетленные коллективы тех лет, как Ласковый Май и группа Форум. Вино там не наливали, но делали коктейли из водки. В клумбе поодаль ворочались бомжи, отходя ко сну, а неугомонный рикша продолжал зазывать народ, не забывая при этом штопать прохудившийся носок.

Мы слушали пение бродячих музыкантов, созерцали сцены городской жизни и строили планы на завтра. Да, чуть было не забыл! Учили бармена делать «Кровавую Мэри» в два слоя, вместо банальной смеси водки с соком. Увидев разлитие водки поверх сока по ножу, бармен удивился, но пообещал обязательно новшество внедрить. Хм… Вообще забавно — почему-то везде «Кровавую Мэри» смешивают с соком а не слоями наливают? Видимо потому, что, смешивая, бармен получает возможность на редкость эстетично трясти шейкером, пошло при этом извиваясь. При разливе же «тонкой струйкой по ножу» такого кайфа уже не получится. Хотя продукт будет смотреться куда как эстетичнее. И вкуснее вливаться вовнутрь.

Вернулись в номер мы далеко за полночь и сразу завалились спать, решив однако испытать кондиционер на мощность.

Утро было отдано на растерзание местным музеям. Точнее одному из них — тому что на каравелле.

УвеличитьТак себе, кстати, музейчик. Монотонный механический голос пространно рассказывает об все том же Ченг Хо, об злобных (с малайской точки зрения) португальцах, голландцах, французах и бритишах, об сложной системе наследования престола в Малайзии, ругая всех принцев крови то Ражой Ди-Хилирой то Раджой Бендахари. Всюду натыканы восковые фигурки. Ободряюще шумит кондиционер. То-то предки наших китайцев так любили морские путешествия. Присутствие кондиционера мы полностью одобрили. На ванты лазать не дали. К штурвалу и пушке не пустили (да и если бы пустили — кораблик-то на земле стоит). Зато заставили разуться, вроде как знак вежливости в азиатской культуре. Так вот босичком по палубе и шлепали и приобщались.

Предстоял обед и обратный путь. Для приема пищи было выбрано террасистое кафе европеоидного типа у подножия холма, на котором стоит пресловутая Старая крепость. Это с одной стороны. С другой — все тот же Красный квартал. И голландская церковь его.

Кхм… взяли себе на сей раз простой пиццы (чтобы с соусами не мучаться) и — О чудо! — у них оказалось вино! Таким образом мы опровегли знаменитое высказывание о том, что кто ищет, тот всегда найдет. Точнее — найти-то, может быть, и найдет, но кто сказал, что тогда, когда будет искать? Продали нам его какое-то ненормированное количество — обещали два стакана, принесли вдвое больше — потому как у них была початая бутылка, а клиентов на вино мало — вот и решили доразлить продукт. Вино, кстати, оказалось вполне приличным.

После трапезы, сытые и довольные, побрели к отелю. По дороге обнимались со всеми подряд — я, к примеру, со змеюкой.

В отеле попытался обняться с дверью, но решил, что она стеклянная, может не выдержать.

Тем временем часики подтикивали к 2 дня. В это время дня здесь обычно жарко. Очень. Все уважающие себя создания перемещаются короткими перебежками от кондиционера к кондиционеру. Мы же толкались в толпе на автовокзале с целью уехать. Опять та же история — зазывала с зеваками, только слова другие. Этот все больше про Сингапур орет. И про Джохор. Точнее не орет. А вальяжно так заявляет, что следующий автобус будет в пять. Нет, еще один до него будет — в четыре. И, разумеется, идет строем. Потому как нам сейчас надо. Тут же - другой зазывала, буквально хватает за рукав, говорит — в Джохор, срочно, прямо сейчас — два места, двадцать рингит за оба билета… Соглашаемся, и он усаживает нас в нормальный двадцатиместный VIP-20, еще раз тем самым подтверждая простую истинку — в Азии базар — лотерея. По одной и той же цене, после получаса торгов могут впарить и Lacosta и распоследнюю рвань. Рвань, правда, чаще.

Ну а мы принялись наслаждаться обратной дорогой. Благо, кресла были хорошие, телевизор над головами вещал про Пиратов Карибского Моря, а контенгент подобрался хоть и местный, но не шумный. Мы в очередной раз пытались понять, что же такого чудесного в этом фильме и опять ничего не нашли. Кроме той сцены в которой Джонни Депп задал риторический вопрос: «Вы что, никогда в Сингапуре не были?» И действительно, с чего бы там кому-то бывать в семнадцатом-то веке? В этом самом веке в Синге только лишь малайцы рыбачили общим числом двадцать человек. До начала строительства самого оживленного порта в мире оставалось более ста пятидесяти лет.

Итак мы спокойненько добрались до все той же едашки, что и в начале путешествия. Дело в том, что стоит она в историческом месте — недалеко от Туаса — второго выезда из Сингапура. Здесь тормозят все — и те, кто едет куда-то по Малайзии из/в Джохора, и те, кто напрямую из/в Сингапура. Эдакая перевалка автобусов.

Водила тормознул, и начал чего-то интересного на малайском лепетать. Народ повалил из автобуса — лапки там подразмять, а то и просто потрескать. Мы тоже потопали к выходу. Увидав нас, водила тут же заорал обращаясь ко мне:

— Hey, Johnny, twenty minutes only-lah!

Так меня–хохла (по паспорту) в течении суток из француза в америкоса перекрестили. По экстерьеру.

Мы побродили по едашке, совмещенной с магазином. Прикупили пивка, и попивали его на мостике перед симпатично сделанным ресторанчиком — вход в него был над неким аквариумом с свинцово-черной и абсолютно непрозрачной водой. Вода — спокойная. Вообще, местные любят на воду смотреть… И тут поверхность водоема вздыбилась, и над ней спокойно перекатилась спина огромной рыбины. Что-то типа сома-переростка. Чуть позже было замечено, что сомяра в этом бассейнчике не один, что у него там коллег поменьше хватает. Но первое впечатление — ой! Здорово напугал. В общем, все оставшееся время по дороге домой мы воодушевленно обсуждали оригинальный способ сохранения свежести рыбы в этом ресторанчике. В самом деле — ну зачем какие-то холодильники и вечное брюзжание клиентов! Просто — бассейн и свежак в нем, на момент заказа еще живой и самостоятельно плавающий. Опять же — truly Asia©!

ЗЫ. А те, кто жаждет описания возвращения в Сингапур — см. Опись прохождения чек-пойнта. Она что в одну, что в другую сторону одинаковая. Только наоборот — сначала душная толкотня без кондишена на леснице с малайской стороны, потом — волшебное немноголюдное окошко «для остальных» с сингапурской, уже под кондиционером. И километровая дамба между ними.